«Нигилизм не выдаёт себя разговорами о Ничто, а маскируется словосочетанием "не более чем"». ЦИТАТЫ ДНЯ. В. ФРАНКЛ
Сегодня в рубрике «Цитата дня» мы вновь обращаемся к работам современного австрийского психолога Виктора Франкла. В результате своего непростого жизненного опыта (во время войны он был узником концентрационного лагеря), научной работы и богатой психотерапевтической практики Франкл пришёл к выводу, что психологическое благополучие человека основывается не на удовлетворённости его потребностей (как полагают психоаналитики) и не на самореализации (как считают представители гуманистического подхода), а на наличии осознаваемого или как минимум переживаемого смысла в его жизни. Как психологу Франклу пришлось иметь дело с тем разрушительным влиянием, которое оказал на человеческие души отказ западной цивилизации от традиционных ценностей, воспитание и образование детей в духе нравственного и духовного релятивизма. Ему видится только один путь преодоления этих проблем — человек должен вновь обрести смысл жизни, лежащий за пределами его «я». Образование и воспитание должны способствовать этому.
______________________________________
...лишь общее образование может по праву отвечать идее содружества наук. Сегодня мы, однако, сталкиваемся скорее со специализированным образованием. Мы живём сегодня в век специалистов, и то, что они нам сообщают, — это лишь отдельные аспекты действительности под определёнными углами зрения. За деревьями результатов исследований учёный уже не видит лес действительности. Исследовательские результаты, однако, не только разрозненны, но и несопоставимы, и очень трудно синтезировать их в едином образе мира и человека. Само по себе расхождение отдельных изображений действительности в течение долгого времени никакого ущерба познанию нанести не должно — напротив, оно служит ему на пользу. При стереоскопическом зрении, например, именно благодаря расхождениям изображений открывается ни много ни мало целое пространственное измерение. Условием и предпосылкой этого, однако, является слияние сетчаточных образов. Аналогичным образом требуется «усилие понятия» (Гегель) для того, чтобы объединить разрозненные результаты научных исследований в единую картину мира и человека.
Колесо развития нельзя повернуть вспять. В наше время, для которого характерна групповая научно-исследовательская работа, мы ещё меньше, чем когда бы то ни было, можем обойтись без специалистов. Но ведь опасность заключается отнюдь не в специализации как таковой, да и не в недостатке универсализации, а скорее в той кажущейся тотальности, которую приписывают своим познаниям столь многие учёные в заявляемых ими претензиях на «тотальное знание» (Ясперс). Тогда, когда это происходит, наука превращается в идеологию. Что касается, в частности, наук о человеке, то биология превращается при этом в биологизм, психология — в психологизм и социология — в социологизм. Как мы видим, опасность совсем не в том, что исследователи занимаются специализацией, а в том, что специалисты занимаются генерализацией. Мы все знаем так называемых любителей упрощать. Рядом с ними можно поставить и любителей обобщать, как я бы их назвал. Любители упрощать всё упрощают, они всё мерят одной меркой. Но любители обобщать даже не довольствуются своей меркой, а обобщают свои результаты. Позвольте продемонстрировать вам наглядный пример. В книге The Modes and Morals of Psychotherapy нам предлагается следующее определение:
«Человек — это не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой процессов окисления, питающих энергией компьютеры».
Как невролог я ручаюсь, что вполне правомерно рассматривать компьютер как модель, скажем, центральной нервной системы. Ошибка заключена лишь в словах «не более чем», в утверждении, что человек не представляет собой ничего, помимо компьютера. Да, человек — это компьютер, но одновременно он нечто бесконечно большее, чем компьютер, большее в ином измерении. Нигилизм не выдаёт себя разговорами о Ничто, а маскируется словосочетанием «не более чем». Американцы называют это редукционизмом. Как выясняется, редукционизм не только редуцирует у человека целое измерение; он укорачивает человека ни много ни мало на специфически человеческое измерение.
Выученному нигилизму, выражающемуся в редукционизме, противостоит пережитый нигилизм — так можно было бы интерпретировать экзистенциальный вакуум. Речь идёт об ощущении внутренней пустоты, о чувстве глубочайшей смыслоутраты, с которым мы, психиатры, встречаемся на каждом шагу...